Исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы как одно из условий раскрытия творческой одаренности ребенка.

Процессы интеллектуального развития общества, его информатизация проникает во все сферы человеческой деятельности, в том числе и образовательную. Это требует обновления классического образования, под которым понимается совокупность взаимосвязанных средств, методов и приемов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности обучаемого. Сегодня одной из основных дидактических задач является воспитание человека нового типа, способного к решению нестандартных проблем, умеющего видеть их возникновение, умеющего осуществлять поиск различной информации для решения возникающих проблем, самостоятельно на определенном этапе обучения создавать новые знания.

Возникшая проблема в системе образования не может быть решена с помощью традиционных методов обучения, в частности, при обучении русскому языку и литературе. Необходимо внедрение нетрадиционных методов обучения, например, таких как проблемно-исследовательский, использование компьютерно-ориентированных технологий и другие. Среди множества различных методов обучения для формирования личностно – ориентированного образования, на мой взгляд, можно выделить именно проблемно-исследовательский. Основное различие между проблемно-исследовательским и традиционным обучением состоит в целях, методах и принципах организации учебного процесса. Цель проблемно-исследовательского обучения – усвоение не только основ наук (как в традиционных методах обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие продуктивного мышления школьников, их познавательных и творческих способностей.

Принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности лежит в основе организации проблемно-исследовательского метода обучения. Проблемно-исследовательский метод обучения предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивно-творческой деятельности школьников по усвоению системы научных понятий, методов исследования, способов логического мышления.

Для того чтобы понять суть проблемно-исследовательского метода обучения и успешного применения его на практике необходимо выявить суть нескольких приемов – проблемно-исследовательский эксперимент и система творческих заданий.

В психологии и педагогике существуют несколько характерных признаков проблемной ситуации. Одним из таких признаков – состояние интеллектуального затруднения, который является основой проблемно-исследовательского метода обучения. Второй характерный признак – создание противоречивой ситуации при обучении, т.е. когда знания и умения, которыми владеет ученик, противоречат тому, что необходимо для понимания объяснения и решения данной проблемной задачи.

Основными понятиями принципа (метода) проблемного обучения являются «проблемная ситуация», «проблема», «проблемная задача».

Остановлюсь конкретно на проблемной задаче. Каждая проблема, не указывает направления решения и не ограничивает его. Проблема с указанием каких-либо параметров ее решения представляет проблемную задачу. Всякая проблемная задача содержит проблему и, следовательно, проблемную ситуацию, но не всякая проблемная ситуация и проблема составляют задачу.

В условиях проблемно-исследовательского обучения важна правильная постановка учителем проблемы, с целью мотивации учеников к воспроизведению в памяти известной информации; к действию репродуктивного характера; стимулированию продуктивного мышления, в результате которого учащиеся открывают новое знание и умение.

Суть проблемно-исследовательского метода обучения заключается в том, что учащиеся, осознав проблему, сами намечают план поиска, строят предположения, обдумывают, сравнивают, ведут наблюдения, делают выводы, обобщения. Исходя из приведенных условий и понятий, проблемно-исследовательский метод обучения является мощным средством формирования продуктивно-творческого мышления и мотивации к познавательной деятельности.

И сущность проблемно-исследовательского метода обучения сводится к тому к тому, что учитель вместе с учащимися формирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются по образцу, они сами самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования проблемы), при сравнении различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяются самими учащимися. Деятельность учителя сводится в данном случае к оперативному управлению процессом решения проблемной задачи. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом к изучаемому предмету, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, системностью.

При использовании проблемно-исследовательского метода в обучении всегда присутствует механизм обнаружения нового с психологической точки зрения.

Для того чтобы сформулировать и решить учебную задачу, возникающую в проблемной задаче даже в простом варианте, ученик должен самостоятельно пройти необходимые этапы умственной деятельности. Это – наблюдение и изучение фактов и явлений; выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы); выдвижение гипотез; построение плана исследования; осуществление плана выяснения связей изучаемого явления с другими; формулировка решения и объяснения проблемы; проверка решения; практические выводы о возможном и необходимом применении добытых знаний. В этом случае деятельность учащихся должна быть самостоятельной.

Задача учителя, состоит, прежде всего, в построении такой совокупности заданий, которая бы обеспечивала продуктивное применение учащимися основных знаний.

В связи с этим проблемно-исследовательские задания должны представлять собой как небольшие поисковые задания качественного характера, так и исследовательские, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования.

Например, на уроках русского языка провожу уроки на тему «Музей одного слова». При этом прибегаю к предварительным домашним заданиям. Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.Это задания по группам:1) выполнить фонетический ,морфемный и морфологический разборы слова; 2) определить лексическое значение и этимологию слова; 3) найти загадки, пословицы , поговорки, легенды, песни, в которых используется исследуемое слово. На следующем уроке под руководством учителя происходит групповая работа, где учащиеся демонстрируют собранный материал.

Такой же прием использую при подготовке к уроку – исследованию «Концепт слова «береза» или «Концепт слова «капуста». Предварительным домашним заданием является исследование слова с различных сторон. И с этой целью задания учащимся даются по группам: лингвистам , фито терапевтам, мастерам и фольклорной группе. Основной урок проходит в виде урока-конференции, где каждая группа защищает свои исследования.

Урок русского языка в 7 классе «Правописание н и нн в причастиях и кратких прилагательных». На доске предварительно написаны предложения: 1) Маша воспитана бабушкой. 2) Маша воспитанна.

Вопрос: Посмотрите внимательно на предложения. Какие у вас есть идеи? Когда, на ваш взгляд, в словах «воспитана» и «воспитанна» пишется н или нн?

Ученики отвечают на вопрос, учитель записывает гипотезы на доске. Затем все гипотезы проверяются.

Вопрос: Как различить?

Ответ: Можно по смыслу, но проще подставить слово «более»: Маша воспитана бабушкой (здесь невозможно подставить слово «более»). Маша более воспитанна и умна. Значит в кратких страдательных причастиях пишется одна –н-, а в кратких прилагательных –нн-.

исследование может проходить через всю тему, охватывая несколько уроков. Например, при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Чтение учителем и подготовленными учениками диалога городничего и Хлестакова поможет привлечь максимум внимания к этому «ревизору». Возникает закономерный вопрос: ревизор ли Хлестаков? Кто же такой Хлестаков? Учитель должен предложить ученику алгоритм выполнения работы, в котором будут отражены все основные этапы деятельности ученика. И далее подробное исследование текста поможет ответить на этот проблемный вопрос.К тому же комедия даёт возможность сформулировать и многие другие проблемные вопросы. Например: Почему и чего так боятся городничий и другие чиновники? Как вести себя в экстремальной ситуации?

Исследование может охватывать всё творчество писателя, произведения которого изучаются в школе. В этом случае материал для исследования должен усложняться соответственно возрасту, а в старших классах доля самостоятельности учащихся должна увеличиваться многократно. К 10-11 классам ученики уже сами формулируют проблему, выдвигают гипотезы, подбирают необходимый материал в энциклопедиях, Интернете. Это могут быть научные статьи, воспоминания современников, переписка писателя, его статьи о литературе, искусстве.

В 9 классе при изучении творчества А.Блока можно провести исследование творческого пути поэта, подобрав цитаты из его произведений. А по теме «Творческий путь С.Есенина» подобрать строки из есенинских стихотворений, ставших афоризмами.

При изучении творчества А.П. Чехова можно сформулировать проблему: драматург, реалист, сатирик ли А.П. Чехов? В решение проблемы поможет не только анализ текста и использование дополнительной литературы, но и метод критического мышления.

При таком подходе к изучению литературы учащиеся лучше усваивают такие понятия как историзм, реализм, сатира. Они учатся не только доказывать свою точку зрения, но и опровергать выдвинутую гипотезу.

На уроках литературы в 10 классе при изучении темы «Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» можно предложить такие темы для исследования

1.Каков образ Петербурга в изображении Ф.М.Достоевского?
2. Как созревала в Раскольникове идея преступления?
3. Каково внутреннее состояние Раскольникова после преступления?

Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику. Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения.

Как итоговый урок по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» я провожу урок «Суд над ревизором». Изучая творчество А.П.Чехова учащиеся с удовольствием инсценируют рассказы «Хирургия», «Лошадиная фамилия».

Таким образом, школьная практика показывает, что при классно-урочной форме обучения, при использовании проблемного метода обучения, учитель организует деятельность учащихся главным образом на уровне познавательно-продуктивной деятельности обучаемых. Не следует при этом недооценивать и переоценивать возможности учащихся. Нужно помнить, что, по возможности каждый ученик должен увидеть в изучаемом им предмете непознанные и нерешенные вопросы, поставить и сформулировать дальнюю главную проблему необходимо так, чтобы она побудила их творческие силы.

Проблемно-исследовательский метод обучения с помощью специальных конструкций проблемных задач не только развивает продуктивное мышление, но и учит отдельным процедурам творческой деятельности. В одном случае учащиеся учатся видеть проблемы, в другом – строить доказательство, в третьем – делать выводы из представленных фактов, в четвертом – высказывать предположения, в пятом составлять план проверки решения.

Проблемно-исследовательское обучение, принося радость совместного поиска решения поставленной проблемы, помогает «расти» и учителю, и ученику.

Я считаю, что проблемно-исследовательское обучение помогает достичь цели преподавания русского языка и литературы: научить учащегося глубже и тоньше понимать людей и осмыслить главные нравственные закономерности жизни, как они отражены в великих произведениях. И, разумеется, воспитать умение “соотносить прочитанное с реальной жизнью, окружающей ученика.”